Эффективная практическая психология

Типы воспитания  через роли ребенка в семье

Типы воспитания через роли ребенка в семье

Продолжая разговор о способах влияния родителей на ребенка нельзя обойти вниманием сами типы воспитания и их последствия. В последне время предпринимаются попытки описать воспитание в семье через роли, которые выполняет ребенок

  1. «Кумир семьи«

Ребенок  обожаем,  любим. «Пуп земли» и «центр Вселенной»… Им восторгаются,  предупреждая каждое желание. Во всех его поступках родители находят незаурядность, любуются мнимыми талантами, демонстрируя знакомым, родственникам и друзьям.

Такой ребенок, твердо веря в свою исключительность, растет капризным, своевольным эгоистом, лишь потребляя и не желая ничего отдавать взамен.

«Такой ребенок практически не адаптируем к дошкольным учреждениям, выделяется бесконечными капризами и отставанием от большинства ровесников в умении справляться с элементарными вещами.

Над ним висит дамоклов меч — психического дискомфорта.

  1. «Гиперопека»

Ребенок лишен самостоятельности. Ему внушили, что он неповторим. Любой конфликт с родителями — это поражение. Ребенок привык повиноваться и следовать советам взрослых, которые продумали всю его жизнь до малейших мелочей и «разработали» ее маршрут.  Родители, диктуют ребенку каждый шаг и контролируют его во всем, часто готовят «вундеркинда». Малыш хочет оправдать надежды. Чтобы он их оправдал, его оберегают от дуновения любого ветерка. Веря  в свою исключительность, ребенок  возносит свою персону, день ото дня лишь погружаясь в оранжерейный «климат» своей семьи.

Гиперопека ведет к безволию, лишает творческого начала. Такие дети, став взрослыми,  пополняют ряды неудачников: им трудно жить в коллективе. Часто гиперопека в подростковом возрасте, приводит к бурной реакции протеста.

  1. «Гипоопека»

Ребенок предоставлен сам себе. Он ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым. Родители лишь временами вспоминают, что он есть, и уделяют ему минимум внимания. А он способен  за каплю внимания на все. Такой ребенок не каждый день накормлен, не всегда, как надо  одет. Он с малолетства вынужден сам думать о себе, завидуя всем детям, о которых заботятся родители. Его потребности вообще никто не хочет удовлетворить.

Все это отражается на психике ребенка,  со временем он  начинает ощущать себя неполноценным. Этот  комплекс собственной неполноценности, преследует его потом всю жизнь.

  1. «Безнадзорность»

Ребенку не уделяют даже минимум внимания. Родители забыли, что он есть.

Такому ребенку грозит задержка в  развитии, в дальнейшем может быть психически неполноценным.

  1. «Воспитание по типу «Золушки»

В такой семье малыш не знает о ласке и любви. Его  унижают и оскорбляют. Он  чувствует себя ненужным, плохим, ущербным. Всего боится, особенно противопоставления другим детям. Ребенок делает все от него зависящее, чтоб походить на идеал родителей. Он угождает им,  но кроме раздражения и гнева с их стороны по отношению к себе не знает других чувств. Родители  вспоминают о нем тогда, когда необходимо его чем-то нагрузить, причем наказывать его они способны по любому поводу. Ребенок страдает и не знает, как себя вести. Он фантазирует, грезит нереальным миром, где все проблемы решаются как в сказке. Мир иллюзорный уводит ребенка от действительности и помогает  «спастись».

Такие дети, вырастая, «мстят» родителям за украденное  детство.

  1. «Ежовые рукавицы»

Ребенок подневольное, бесправное и безголосое существо. Ему внушают  подчинение. Арсенал воспитания — ремень, угрозы и избиения, страх.

Такой ребенок  ожесточается, черствеет и вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, довольно часто с бурными реакциями протеста.

  1. «Воспитание по типу повышенной моральной ответственности»

Родители возлагают на ребенка огромную непосильную для  еговозраста ответственность. Свои не определившиеся надежды взрослые мечтают реализовать  в детях.

Другой вариант  — ребенку поручают заботиться о младших или  о престарелых в самом прямом смысле слова, что  тяжким бременем ложится на его плечи.

Такой ребенок не по возрасту серьезен, все время озабочен и ищет выход из создавшегося положения. Такие дети часто обращаются к врачам по поводу неврозов.

  1. «Воспитание «в культе болезни»

Такой тип воспитания встречается обычно, когда ребенок болеет серьезным хроническим заболеванием, или когда родители  боятся,  что их ребенок вдруг  заболеет. Они  предупреждают все его желания. Ребенок воспринимает болезнь как свою привилегию, дающую ему особые права, невольно спекулирует создавшимся положением и злоупотребляет им.

Такой ребенок хочет, чтобы в доме потворствовали всем его желаниям. Он хорошо усвоил все свои права, не думая, что есть еще обязанности.

Такой ребенок — маленький тиран. Он добивается всего. Часто озабочен своим здоровьем, ждет сочувствия и сострадания  от всех, «борется» за это.

Такие дети, вырастая, часто с трудом  приспосабливаются к действительности.

Они лелеют  лишь самих себя,  не привыкли ничем  жертвовать, выбирают путь приспособленцев или подхалимов. Их участь — быть слабовольными и изнеженными людьми.

  1. «Воспитание по типу «кронпринца»

Такой тип воспитания культивируется в  богатых семьях, члены которых имеют значительный вес в обществе и занимают в нем высокие посты и должности, недосягаемые для большинства людей.

Отдав себя карьере, родители не  занимаются собственным ребенком. Им трудно выкроить время на него.  Недостаток своих чувств они компенсируют  ценнейшими подарками. Ребенок обладает тем, что многие не в состоянии купить, работая всю жизнь. Родители считают, что он счастлив. Но это не так.

Когда «кронпринцы», повзрослев, своей безвольностью и нерешительностью «губят» все, что приготовлено для них, или способны вдруг «протестовать» против проторенного, чтобы «идти своей тропой», родителям  непонятно, почему их ребенок  не оправдал надежд.

  1. «Противоречивое воспитание»

Родители, бабушки и дедушки живут в одной квартире и пытаются воспитывать ребенка  собственными методами воспитания, противоречащими  друг другу. В такой семье малыш не в состоянии усвоить, что можно ему делать, что нельзя. Разрываясь между всеми, ему непонятно, кому необходимо угождать.

Обычно это рано или поздно способствует развитию невроза.

  1. «Смена образцов воспитания»

Такой тип воспитания встречается тогда, когда ребенка до каких-то пор воспитывали одним методом и вдруг из-за семейных обстоятельств (появление новорожденного, развод родителей) стиль воспитания внезапно изменился.

Ребенок  не в состоянии отвыкнуть от того, к чему привык, никак не адаптируется к перемене, и в результате начинает яростно протестовать, нередко в виде невротических реакций.

Думаю, что полезно будет и про типы мам и пап рассказать, с точки зрения врачей…

А вы как думаете, полезно?

Изображение White77 с сайта Pixabay