Возможно ли наказание наградой?
Возможно ли наказание наградой? Начался учебный год и остро встал вопрос о мотивации. Как мотивировать ребенка после первого сентября? Наградой или наказанием?
Если к началу учебного года у ребенка еще есть толика радости от встречи с любимыми педагогами или друзьями, или иллюзии и ожидания, то очень скоро эти иллюзии разрушаются. Летние воспоминания становятся неактуальны, и трудности напрочь убивают желание посещать школу.
Психологи обычно предлагают отказываться от наказаний в пользу поощрений. И на самом деле наказания доказали свои неэффективность. Они не только не способны стимулировать учебу и хорошее поведение, но и провоцируют агрессию у ребенка , разрушат психику и отношения в семье и школе. Замечено и доказано, что наказания «просвещают ребенка , как пользоваться властью!»
Сегодня я хочу поделиться «ложкой дегтя» в эффективности поощрений. Здесь тоже оказывается не все так просто и однозначно.
Знакомство с книгой Альфи Кон «Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками» разрушило у меня стройную систему бихевиористических алгоритмов, как стимулировать ребенка на учебу и выполнение правил…
Автор заставил меня сомневаться в правомерности применения даже поощрений, потому что поощрение, так же как и наказание это форма контроля над ребенком.
И если ребенок мал и контроль является необходимым атрибутом обеспечения его безопасности, то с возрастом контроль становится ограничителем физического, морального и нравственного развития.
В книге приводятся результаты экспериментов, доказывающих неэффективность поощрений в учебных ситуациях, в ситуации творческих и даже производственных.
Поощряя за учебу ,мы стимулируем получать поощрения за учебу, а не учиться!!!
Поощряя за хорошее поведение, мы стимулируем ребенка вести себя хорошо, только если это заметит поощритель и за это поощрит… Дети не усваивают нравственных норм, обучаясь соблюдать правила, которые устанавливает кто-то другой. Внешняя мотивация подрывает приверженность настоящим ценностям. Ведь если ребенок совершает альтруистический поступок, помогает другому за поощрение, это оказывается очень далеко от альтруизма..
Поощрение (как и наказание) является средством манипулирования, т.е. контроля. Это внешний мотиватор, который будет стимулировать к действию ради поощрения ( или отсутствия наказания). Поощрение и наказание стимулируют подчинение.
Автор доказывает, что люди за поощрение работают хуже! Результативность стратегий без поощрения оказывается более высокой. Система вознаграждения стимулирует соперничество, конкуренцию и стресс. Поощрение отбивает желание идти на риск, потому что поощрение стимулирует повторение успешного действия. Поощрение мотивирует на получение поощрения!
И тогда это может быть уже не работа, а демонстрация работы. Многим родителям знакома картина «сидения» за уроками в течение 5-8 часов и абсолютно без результатов.
Автор предлагает заменить внешнюю мотивацию, через стимулирование поощрениями и наказаниями, на внутреннюю мотивацию. Когда ребенок занимается САМ! Потому что ему это интересно.Потому что он это хочет делать. Потому что он точно знает, что это нудно ему, а не родителям или учителям…
Мечта любого родителя! Ребенок сам хочет учиться, сам садиться на уроки, сам ищет ответы и не ждет напоминаний.
Понятно, что внутренняя мотивация не возникает спонтанно однажды. Ее надо стимулировать и взращивать.
Поэтому вот те несколько советов, которые, по мнению Альфи Кона, могут способствовать этому:
- Хвалите не ребенка, а результат его деятельности.
- Похвалу формулировать надо конкретно (что и как… качественно, правильно, красиво, быстро..)
- Прежде чем высказывать похвалу задавайте себе вопрос о том, каким человеком я хочу вырастить своего ребенка: думающим, ответственным и достойным или безынициативным подчиненным? Мое поощрение вызвано желанием контролировать и управлять ребенком или стимулирует личностное развитие?
Вообще, идея формирования внутренней мотивации очень привлекательна. И если наказание, на мой взгляд , еще можно запретить, остановить , исключить или хотя бы осознанно прекратить, поощрение является основой всей системы образования. Именно педагог вводит ориентиры для ученика, куда стремиться. И необходимость оценки уровня усвоения знаний нам не никто не отменит. И тем не менее факты изложенные в книге « Наказание поощрением…» объясняют снижение учебной мотивации у большинства учащихся. И раз систему образования мы изменить не в состоянии, остается в каждом отдельном случае, индивидуально, опираясь на заинтересованность педагога или родителя все таки перейти от опоры на внешнюю мотивацию к внутренней .
Хочу привести здесь факторы для формирования внутренней мотивации:
- Сотрудничество. Речь идет о совместном решении проблем. Команда позволяет воодушевляться общей задачей. Возникает эмоциональная подпитка способствующая синергии и поддержании интереса. Рождается энтузиазм от принадлежности к команде. Это способствует внутренней мотивации!
- Содержание задач. Учебная задача вписывается в контекст вызывающий живой интерес у детей. Ребенок должен понимать, зачем ему эти знания и умения. Бесполезное занятие убивает интерес и внутреннюю мотивацию.
- Свобода выбора. Важно создавать такую развивающую среду, в которой ребенок чувствует себя в безопасности, не боится рисковать и ошибаться. Это должна быть стимулирующая среда, дающая варианты выбора. Правила обсуждаются и устанавливаются детьми. И эти правила логичны и понятны для детей, тогда они не вызывают протеста и становятся выполнимы.
Я очень надеюсь на родителей, на их заинтересованность в развитии и становлении личности собственного ребенка. Гордиться ответственностью, самостоятельностью и духовностью ребенка можно и нужно. Но однозначного рецепта, как этого добиться- нет.
Каждый ищет сам. Но мне очень нравится идея формирования внутренней мотивации, тогда контролировать и стимулировать ребенка «до пенсии» не придется.
Если возникли вопросы – я выполнила свою задачу. Попробуйте поискать ответы и у автора книги « Наказание наградой» Альфи Кона и найти или не найти подтверждение сказанного им в жизни.
Удачи!