Эффективная практическая психология

Возможно ли наказание наградой?

Возможно ли наказание наградой? Начался учебный год и остро встал вопрос о мотивации. Как мотивировать ребенка после первого сентября? Наградой или наказанием?

Если к началу учебного года у ребенка еще есть толика радости от встречи с любимыми педагогами или друзьями, или иллюзии и ожидания, то  очень скоро эти иллюзии разрушаются. Летние воспоминания становятся неактуальны,  и трудности напрочь убивают желание посещать школу.

Психологи обычно предлагают отказываться от  наказаний в пользу поощрений.   И на самом деле наказания доказали свои неэффективность. Они не только не способны стимулировать  учебу и хорошее поведение, но и  провоцируют агрессию у ребенка , разрушат психику и отношения в семье и школе. Замечено и доказано,  что  наказания «просвещают ребенка , как пользоваться властью!»

Сегодня я хочу поделиться «ложкой дегтя» в эффективности поощрений. Здесь тоже оказывается не все так просто и однозначно.

Знакомство с книгой Альфи Кон «Наказание наградой. Что не так со школьными оценками, системами мотивации, похвалой и прочими взятками» разрушило у меня стройную систему бихевиористических  алгоритмов, как стимулировать ребенка на учебу и выполнение правил…

Автор заставил меня сомневаться в правомерности применения даже поощрений, потому что  поощрение, так же как и наказание это  форма контроля над ребенком.

И если ребенок мал и контроль является необходимым  атрибутом обеспечения  его безопасности, то с  возрастом  контроль становится ограничителем  физического, морального и нравственного развития.

В книге приводятся результаты экспериментов, доказывающих  неэффективность поощрений  в учебных ситуациях, в ситуации творческих и даже производственных.

Поощряя за учебу ,мы стимулируем получать поощрения за учебу, а не учиться!!!

Поощряя за  хорошее поведение, мы стимулируем  ребенка вести себя хорошо, только если это заметит поощритель и  за это поощрит… Дети не усваивают нравственных норм, обучаясь соблюдать правила, которые устанавливает кто-то другой. Внешняя мотивация подрывает приверженность настоящим ценностям. Ведь если ребенок совершает альтруистический поступок, помогает другому за поощрение, это оказывается очень далеко от альтруизма..

Поощрение (как и наказание) является средством манипулирования, т.е. контроля. Это внешний мотиватор, который будет стимулировать к действию ради поощрения ( или отсутствия наказания). Поощрение и наказание стимулируют подчинение.

Автор доказывает, что люди за поощрение работают хуже! Результативность стратегий без поощрения оказывается более высокой.  Система вознаграждения стимулирует соперничество, конкуренцию и стресс. Поощрение отбивает желание идти на риск, потому что поощрение стимулирует повторение успешного действия. Поощрение мотивирует на получение поощрения!

И тогда это может быть уже не работа, а демонстрация работы. Многим  родителям знакома картина «сидения» за уроками в течение 5-8 часов  и абсолютно без результатов.

Автор предлагает заменить  внешнюю мотивацию, через стимулирование поощрениями и наказаниями, на внутреннюю мотивацию. Когда ребенок занимается САМ! Потому что ему это интересно.Потому что он это хочет делать. Потому что он точно знает, что это нудно ему, а не родителям или учителям…

Мечта любого родителя! Ребенок сам хочет учиться, сам садиться на уроки, сам ищет ответы  и не ждет напоминаний.

Понятно, что внутренняя мотивация не возникает спонтанно однажды. Ее надо стимулировать и взращивать.

Поэтому вот те несколько советов, которые, по мнению Альфи Кона, могут способствовать этому:

  1. Хвалите не ребенка, а результат его деятельности.
  2. Похвалу формулировать надо конкретно (что  и как…  качественно, правильно, красиво, быстро..)
  3. Прежде чем высказывать похвалу задавайте себе вопрос о том, каким человеком я хочу вырастить своего ребенка: думающим, ответственным и достойным или безынициативным подчиненным? Мое поощрение вызвано желанием контролировать и управлять ребенком или стимулирует личностное развитие?

Вообще, идея формирования внутренней мотивации очень привлекательна. И если наказание, на мой взгляд , еще можно запретить, остановить , исключить или хотя бы осознанно прекратить, поощрение является основой всей системы образования. Именно педагог вводит ориентиры для ученика, куда стремиться. И необходимость оценки уровня усвоения знаний нам не никто не отменит.  И тем не менее факты изложенные в книге « Наказание поощрением…» объясняют снижение учебной мотивации у большинства учащихся.  И раз систему образования мы изменить не в состоянии, остается в каждом отдельном случае, индивидуально, опираясь на заинтересованность педагога или родителя все таки перейти от опоры на внешнюю мотивацию к внутренней .

Хочу привести здесь факторы для формирования внутренней мотивации:

  1. Сотрудничество. Речь идет о совместном решении проблем. Команда позволяет воодушевляться общей задачей. Возникает эмоциональная подпитка способствующая синергии и поддержании интереса.  Рождается энтузиазм от принадлежности к команде. Это способствует внутренней мотивации!
  2. Содержание задач. Учебная задача вписывается в контекст вызывающий живой интерес у детей. Ребенок должен понимать, зачем ему эти знания и умения. Бесполезное занятие убивает интерес и внутреннюю мотивацию.
  3. Свобода выбора. Важно создавать такую развивающую среду, в которой ребенок чувствует себя в безопасности, не боится рисковать и ошибаться. Это должна быть стимулирующая среда, дающая варианты выбора. Правила обсуждаются и устанавливаются детьми. И эти правила логичны и понятны для детей, тогда они не вызывают протеста и становятся выполнимы.

 

Я очень надеюсь на родителей, на их заинтересованность в развитии и становлении личности собственного ребенка.  Гордиться ответственностью, самостоятельностью и духовностью ребенка можно и  нужно. Но однозначного  рецепта, как этого добиться-  нет.

Каждый ищет сам. Но мне очень нравится идея формирования внутренней мотивации, тогда контролировать и стимулировать ребенка «до пенсии» не придется.

Если возникли вопросы – я выполнила свою задачу. Попробуйте поискать ответы и у автора книги « Наказание наградой» Альфи Кона и найти или не найти подтверждение  сказанного им в жизни.

Удачи!