Эффективная практическая психология

Трудности первоклассников

Вам известны трудности первоклассников? Думаете в первом классе  учиться легко?

«Начинаем с верхней линии рабочей строки. Ведем вниз прямую наклонную, чуть не доводя до нижней  линии , закругляем вправо. Поднимаемся над нижней линией рабочей строки…»

Вы понимаете, о чем здесь речь?

Это инструкция, которую должен выполнить первоклассник. Правильно выполнить. В результате получится  всего лишь элемент, знакомых нам букв: л, м. я.

Внимательно  слушать инструкцию-задание , а потом его запомнить и  в точности выполнить,  даже для взрослого не всегда простая  задача. Для этого и интерес, и внимание, и память  должны одновременно быть  «включены». К ребенку  это  умение  не приходит одномоментно   с приходом в школу 1 сентября. Этому нужно учиться заранее!

Есть еще один вариант научиться писать этот элемент. Это  срисовать его по образцу. Срисовать без ошибок! Удается это только тем детям, которые любят рисовать. Но таких -становится с каждым годом все меньше и меньше. Детские ручки теперь больший навык получают от владения мышкой или кнопками компьютерных игр… Если сегодня провести диагностику интеллекта ребенка  с помощью теста « рисунок человека», задержка интеллектуального развития   будет диагностирована  у  большинства поступающих в школу детей.

Как показывает практика, трудности первоклассников именно в том, что оба способа справиться с этой задачей  для современных деток мало доступен! Вот и «бьются» педагоги над детским правописанием палочек и закорючек… А что тут сделаешь, если ребенок ни срисовать элемент буквы , ни понять как это сделать  — не может!

Жаль, что родители проблемы не замечают и в неведении остаются вплоть до неудовлетворительных оценок во втором классе. А время уже упущено…

Огорчение родителей, раздражение по поводу несбывшихся родительских надежд мешает воспринимать ситуацию адекватно, правильно и конструктивно.

Эти и многие другие трудности первоклассников мы разбираем с родителями будущих учеников  на программе « Профилактика адаптации к школе . Семейный контекст».

А для тех родителей , кто заметил эту проблему и готов изменить ситуацию самостоятельно,  советую обратить внимание на то, как вы общаетесь со своим ребенком.

Если ему приходится несколько раз  окликать вас, прежде чем вы отзоветесь,   рано или поздно, и вы будете вынуждены повторять свое обращение к ребенку, прежде чем он услышит вас. С приходом в школу такая привычка сыграет злую шутку. Учитель с одного прочтения будет требовать  выполнения контрольного задания! Индивидуального многократного повторения НЕ БУДЕТ!

Рисуйте с ребенком, просите ребенка перерисовать или  нарисовать «точно такой же» по образцу. Просите  сравнить свой рисунок с образцом и найти отличия.  Этот навык не сделает из вашего чада художника, но однозначно улучшит его графические возможности и способствует развитию внимания.

И последний совет: не мучайте ребенка  длительными развивающими занятиями больше 10-15 минут. Если конечно, он сам не просит продолжения . Даже в первом классе в течение 30 минут урока происходит  смена  разных видов деятельности , включая физкультминутку.  Занятия должны приносить  ребенку удовольствие, а  не быть утомительными и раздражать.

Надеюсь, что эти советы помогут  со всей серьезностью отнестись к  школьным требованиям и подготовке к школе.

Удачи!