Профилактика суицида
Весна способна не только воодушевлять и наполнять радостью, но и вызывать негативное состояние.
Давно известный факт, что весной и осенью обостряются все болячки. К ним, конечно, относятся и нервно-психические расстройства, гормональные сбои и перестройка психики в подростковый период. Добавляют проблем стрессовые ситуации, связанные с окончанием четверти, предстоящими экзаменами и поступлением в профильные учебные заведения.
Волна пугающей суицидальной статистики и разговоров о «Синем ките» заставила провести диагностические и профилактические мероприятия в школе .
Во всем мире самоубийство входит в пятерку наиболее распространенных причин смерти в возрастной группе лиц 14-19 лет. Во многих странах оно выходит на первое или второе место в качестве причины смерти юношей и девушек этого возраста.
Но говорить о суициде с детьми у нас не принято, дабы не спровоцировать их . Вот и получается, как в анекдоте про таблетку от танка: «Выпил таблетку и танка не видишь!» Явление может и есть, но его не заметно.
На Руси самым главным двигателем прогресса является жареный петух. А профилактическая работа призвала сделать все, чтоб он не клюнул.
Интересно, что предлагаемые методики обследования детей на выявление суицидального риска хороши лишь тем, что небольшие и удобны в обсчете. Показательными их назвать трудно. Серьезных проблем диагностика не выявила, но все таки, самым первым и основным методом выявления суицидального состояния у ребенка является наблюдение. Наблюдение родителей, педагогов, классного руководителя.
Как увидеть это состояние у ребенка?- этот вопрос и стоял передо мной, когда я готовилась к встрече с родителями и педагогами.
Следует отметить, что периодическое появление суицидальных мыслей у детей и подростков неследует считать патологией. В детстве и подростковом возрасте они являются частью нормального процесса развития, особенно, если подростки сталкиваются с решением экзистенциальных проблем. Более половины учащихся старших классов средней школы признают, что у них время от времени возникают мысли о самоубийстве. Подростки нуждаются в том, чтобы иметь возможность обсудить эти вопросы со взрослыми.
Причины суицидальных мыслей могут быть разными. Чаще всего это (по А.Е. Личко):
- потеря любимого человека;
- состояние переутомления;
- уязвленное чувство собственного достоинства;
- разрушение защитных механизмов личности в результате алкоголизма, наркомании и токсикомании;
- отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
- различные аффективные реакции по другим поводам…
А так как весной состояние переутомления и аффективные реакции на давление со стороны педагогов и родителей в конце четверти в выпускных классах дело обычное, наши дети попадают в группу риска!!
Здесь важно вовремя заметить признаки суицидального поведения. А это:
- Уход в себя.
- Капризность, привередливость.
- Депрессия.
- Агрессивность.
- Нарушение аппетита.
- Раздача подарков окружающим.
- Психологическая травма.
- Перемены в поведении.
- Угроза.
- Активная предварительная подготовка.
Суицидальными индикаторами могут быть :
— конфликты с родителями,
— конфликты с преподавателями, администрацией школы (вуза);
— конфликты в области дружеских или любовных отношений;
— потеря (смерть, расставание) близкого человека;
— вынужденная социальная изоляция (смена места жительства);
— сексуальное насилие;
— нежелательная беременность;
— «потеря лица» (позор, унижения в группе).
Опасные сигналы могут проявляться в поведении, когда подросток жалуется на недомогание, недостаток сна, предпочитает разговоры о смерти и загробной жизни, «шутит» о бессмысленности жизни, открыто или косвенно говорит о суицидальных намерениях.
Опасным сигналом может служить уныние, мрачная угрюмость, депрессивное состояние, сопровождающееся – негативнымиоценками своей личности, окружающего мира, будущего и неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида.
Если вдруг, вы заметили подобное состояние у своего ребенка , не оставляйте этого без внимания!
Действовать следует так:
- Подбирайте ключи к разгадке суицида. Ищите причину – проблему. Разговор должен идти не о суициде, а о проблемной ситуации и возможных путях выхода из нее.
- Примите суицидента как личность. Ваш ребенок имеет право на своё решение, даже если это и решение закончить свою жизнь. Говорить ему, о том, как это может повлиять на вас нет смысла…
- Установите заботливые отношения. Не оставляйте ребенка одного. Возможно, чувства покинутости и одиночества явились усугубляющим моментом ситуации.
- Будьте внимательным слушателем. Выслушайте ребенка не перебивая , без комментариев. Задавайте уточняющие вопросы (касающиеся проблемы, а не суицидального намерения)
- Не спорьте. Споры вызывают агрессию и уход в еще более глубокое негативное состояние
- Не предлагайте неоправданных утешений, что «все будет хорошо», или « он потом поймет»…
- Предложите конструктивные подходы выхода из проблемы.
- Вселяйте надежду, на то, что выходы из ситуации существуют ,и вы верите в то, что подросток справится.
- Оцените риск самоубийства . Если после разговоров вы не заметили изменений к лучшему в состоянии подростка ,не оставляйте его одного и обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Я заметила, что желание «не выносить сор из избы», страх испортить «репутацию» консультацией психиатра сильнее здравого смысла. Огорчает!
- Особенно следует отметить важность сохранения заботы и поддержки подростка в последующий период. К сожалению, намерение закончить свою жизнь таким радикальным способом не уходит сразу и бесследно. Состояние может вернуться, когда никого не будет рядом…
Самой хорошей, на мой взгляд, профилактикой суицида является вера в свои силы, захватывающие планы, вера в себя, свою уникальность, что закладывается родителями. Подростку важно знать, что рядом находятся любящие люди, которые принимают тебя реального, таким как он есть — «не идеальным».
Если статья был, что дочитали до конца)).