Эффективная практическая психология

Профилактика суицида

Весна  способна не только воодушевлять и наполнять радостью, но и вызывать негативное состояние.

Давно известный факт, что весной и осенью обостряются все болячки. К ним, конечно, относятся и нервно-психические расстройства,  гормональные сбои и перестройка психики в  подростковый период. Добавляют проблем стрессовые ситуации, связанные с окончанием четверти, предстоящими экзаменами и поступлением в профильные учебные заведения.

Волна пугающей суицидальной статистики и разговоров о «Синем ките» заставила провести диагностические и профилактические мероприятия в школе .

Во всем мире самоубийство входит в пятерку наиболее распространенных причин смерти в возрастной группе лиц 14-19 лет.  Во многих странах оно выходит на первое или второе место в качестве причины смерти юношей и девушек этого возраста.

Но говорить о суициде с детьми  у нас не принято, дабы не спровоцировать их . Вот и получается, как в анекдоте про таблетку от танка: «Выпил таблетку и танка не видишь!» Явление может и есть, но его не заметно.

На Руси  самым главным двигателем  прогресса является жареный петух. А профилактическая работа призвала  сделать все, чтоб  он не клюнул.

Интересно, что предлагаемые методики обследования детей на выявление суицидального  риска хороши лишь тем, что небольшие и удобны в обсчете. Показательными их  назвать трудно. Серьезных проблем  диагностика не выявила, но все таки, самым первым и основным методом выявления суицидального состояния у ребенка является наблюдение. Наблюдение родителей, педагогов, классного руководителя.

Как увидеть это состояние у ребенка?-  этот вопрос  и стоял передо мной, когда я готовилась к встрече с родителями  и педагогами.

Следует отметить, что периодическое появление суицидальных мыслей  у детей и подростков неследует считать патологией. В детстве и подростковом возрасте они являются частью нормального процесса развития, особенно, если подростки сталкиваются с решением экзистенциальных проблем. Более половины учащихся старших классов средней школы признают, что у них время от времени возникают мысли о самоубийстве.  Подростки нуждаются в том, чтобы иметь возможность обсудить эти вопросы со взрослыми.

Причины суицидальных мыслей  могут быть разными. Чаще всего это (по А.Е. Личко):

  • ž    потеря любимого человека;
  • ž  состояние переутомления;
  • ž  уязвленное чувство собственного достоинства;
  • ž  разрушение защитных механизмов личности в результате алкоголизма, наркомании и токсикомании;
  • ž  отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;
  • ž  различные аффективные реакции по другим поводам…

А так как  весной состояние переутомления и аффективные реакции на давление со стороны педагогов и родителей в конце четверти в выпускных классах  дело обычное, наши дети попадают в  группу риска!!

Здесь важно вовремя заметить  признаки суицидального поведения. А это:

  • ž  Уход в себя.
  • ž  Капризность, привередливость.
  • ž  Депрессия.
  • ž  Агрессивность.
  • ž  Нарушение аппетита.
  • ž  Раздача подарков окружающим.
  • ž  Психологическая травма.
  • ž  Перемены в поведении.
  • ž  Угроза.
  • ž  Активная предварительная подготовка.

Суицидальными индикаторами могут быть :

ž  — конфликты с родителями,

ž  — конфликты с преподавателями, администрацией  школы (вуза);

ž  — конфликты в области дружеских или любовных отношений;

ž  — потеря (смерть, расставание) близкого человека;

ž  — вынужденная социальная изоляция (смена места жительства);

ž  — сексуальное насилие;

ž  — нежелательная беременность;

ž  — «потеря лица» (позор, унижения в группе).

Опасные сигналы могут проявляться в поведении, когда подросток  жалуется на недомогание, недостаток сна, предпочитает разговоры о смерти и загробной жизни, «шутит» о бессмысленности жизни, открыто или косвенно говорит о суицидальных намерениях.

Опасным сигналом может служить уныние, мрачная угрюмость,  депрессивное состояние, сопровождающееся – негативнымиоценками  своей личности, окружающего мира, будущего и неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида.

Если вдруг, вы заметили подобное состояние у своего  ребенка , не оставляйте этого без внимания!

Действовать следует так:

  • ž  Подбирайте ключи к разгадке суицида. Ищите причину – проблему. Разговор должен идти не о суициде, а о проблемной ситуации и возможных путях выхода из нее.
  • ž  Примите суицидента как личность. Ваш ребенок имеет право на своё решение, даже если это и решение закончить свою жизнь. Говорить ему, о том, как это может повлиять на вас нет смысла…
  • ž  Установите заботливые отношения. Не оставляйте ребенка одного. Возможно, чувства покинутости и одиночества явились усугубляющим моментом ситуации.
  • ž  Будьте внимательным слушателем. Выслушайте ребенка не перебивая , без комментариев. Задавайте уточняющие вопросы (касающиеся проблемы, а не суицидального намерения)
  • ž  Не спорьте. Споры вызывают агрессию и уход в еще более глубокое негативное состояние
  • ž  Не предлагайте неоправданных утешений, что «все будет хорошо», или « он потом поймет»…
  • ž  Предложите конструктивные подходы выхода из проблемы.
  • ž  Вселяйте надежду, на то, что выходы из ситуации существуют ,и  вы верите в то, что подросток  справится.
  • ž  Оцените риск самоубийства . Если после разговоров вы не заметили изменений к лучшему  в состоянии подростка  ,не оставляйте его  одного  и обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Я заметила, что желание «не выносить сор из избы», страх испортить «репутацию»  консультацией психиатра сильнее здравого смысла. Огорчает!
  • ž  Особенно следует отметить важность сохранения заботы и поддержки подростка в последующий период.  К сожалению, намерение закончить свою жизнь таким радикальным способом не уходит сразу и бесследно. Состояние может вернуться, когда никого не будет рядом…

Самой хорошей, на мой взгляд, профилактикой суицида является вера в свои силы, захватывающие планы, вера в себя, свою уникальность, что закладывается  родителями.  Подростку важно знать,  что рядом находятся любящие люди, которые принимают тебя реального, таким как он  есть — «не идеальным».

Если статья был, что дочитали до конца)).